Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
им. А.С. Пушкина
муниципального образования город Новороссийск
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
С РОДИТЕЛЯМИ
УЧИТЕЛЬ: Ж.А. Горлышева
г. НОВОРОССИЙСК
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги.
Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.
В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную авторитетность в глазах ребёнка.
Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям.
Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребёнка и открыть для себя мир, в котором он живёт. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.
Занятие первое.
Задание №1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения задания 5-6 минут.
Задание №2. Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания 6-7 минут.
Задание №3. Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, в детстве можно….(драться, играть, весело жить, плакать и т.д.). Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания 5-6 минут.
Задание №4. В круг поочерёдно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1,2,3 – слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами. Время выполнения задания 10 минут.
Задание №5. Участника группы нужно объединиться и в течении короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила – была кошка». Время выполнения задания 5-6 минут.
Ритуал прощания. Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.
Занятие второе.
Занятие №1. Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания 3 минут.
Занятие № 2. Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жила – была кошка». Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №3. Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полёт на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевлённый предмет, один неодушевлённый и одну памятную вещь. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №4. Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма». Человек шёл по улице и, не заметил яму, свалился в неё. Проходящий мимо другой человек…. Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания 6-7 минут.
Занятие №5. «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей. Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты, и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями. Время выполнения задания 3-4 минут.
Ритуал прощания.
Занятие третье.
Занятие №1. Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получится. Мяч передаётся друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками. Время выполнения задания 6-7 минут.
Занятие № 2. Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…», «Я люблю, когда…». Время выполнения задания 5 минут.
Занятие №3. «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определённые эмоции и чувства, например, радость, печаль, злобу, доброту и т.д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим учеником. Время выполнения задания 7-8 минут.
Занятие №4. «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №5. Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поёт «взрослые» песни, а команда родителей поёт «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания 7 минут.
Ритуал прощания.
Занятие четвёртое.
Занятие №1. Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания 8 минут.
Занятие №2. Игра «Королевство». Ведущий предлагает провести игру «Королевство». С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №3. Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания 6 минут.
Занятие №4. Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за друга и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги. Его главная задача – уверенно выполнять группой и не сбиваться с пути. Задача группы – помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерять в пути. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №5. «О чём я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу. Время выполнения задания 5-6 минут.
Ритуал прощания.
Занятие пятое.
Занятие №1. Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:
«Мне радостно, когда…», «Мне грустно, когда…». Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №2. «Подарок на память». Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память. Это может быть рисунок. Стихотворение, песня и т.д. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №3. Участники группы садятся друг за другом и пишут друг, другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек. Время выполнения задания 10 минут.
Занятие №4. Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы. Портрет можно будет повесить в кабинет психологии, предварительно проанализировав результат совместного рисования детей и родителей. Время выполнения задания 15 минут.
Занятие №5. Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания 6-7 минут.
Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут, какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Таким словом могут быть, к примеру, Держись! Не робей! Будь добрее! и др.».
Я думаю, что если классный руководитель считает своей главной задачей воспитательной работы в начальной школе сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной сферы, то тренинговая работа будет тому большим подспорьем. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одарённых детей, и детей переживающих тяжёлые семейные драмы, часто болеющих детей. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучшие.
Большое значение такая работа имеет для классного руководителя. Он близко узнаёт учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.