Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

 им. А.С. Пушкина

муниципального образования город Новороссийск

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ  СОТРУДНИЧЕСТВА

 

 С  РОДИТЕЛЯМИ

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ: Ж.А. Горлышева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          г. НОВОРОССИЙСК

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ

 

    В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали занимать родительские тренинги.

    Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё взаимодействие с собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

    В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье». Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную авторитетность в глазах ребёнка.

    Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается  с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям.

    Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребёнка и открыть для себя мир, в котором он живёт. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.

 

ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

 

    Проблема: грубость и агрессивность поведения детей; склочность родителей, агрессивное поведение в школе с родительским коллективом и учащимися.

    Занятие первое.

    Задание №1. Родителям и детям предлагается совместно придумать свою эмблему участия в игровом тренинге и представить её всем вместе. Время выполнения задания 5-6 минут.

   

    Задание №2.  Участникам игрового тренинга необходимо придумать себе новое имя на время занятий и всем и всем остальным участникам. Каждый выбирает себе то имя, которое наиболее понравилось. Время выполнения задания 6-7 минут.

        Задание №3.  Участники по кругу продолжают фразу и называют свои ассоциации на слово «детство». Затем тренер предлагает поиграть в игру, в ходе которой он называет  начало фразы, а взрослые и дети должны её продолжить. Например, в детстве можно….(драться, играть, весело жить, плакать и т.д.).  Если кто-то с аргументом «драться» не согласен, он хлопает в ладоши. Затем точно также необходимо выполнить это задание, но с аргументом «в детстве нельзя». Время выполнения задания 5-6 минут.

      Задание №4.  В круг поочерёдно вызываются взрослые и дети, которые должны сыграть роль плачущего человека. Тренер считает: 1,2,3 – слезам и горю помоги! Тот человек, на которого пал выбор должен утешить плачущего и помочь ему справиться со слезами.  Время выполнения задания 10  минут.  

    Задание №5.  Участника группы нужно объединиться и в течении короткого времени создать на листе ватмана рисованный рассказ на тему «Жила – была кошка». Время выполнения задания 5-6  минут.

    Ритуал прощания.  Дети и взрослые поворачиваются друг к другу лицом и говорят: «Спасибо за то, что ты был всё это время рядом», затем пожимают друг другу руки.

    Занятие второе.

    Занятие №1.  Участники тренинга усаживаются по кругу и выполняют задание под названием «Приветик». Каждый из участников должен сказать несколько приятных слов сидящему рядом человеку, закончив его фразой: «Это мой тебе приветик». Время выполнения задания 3 минут.

    Занятие № 2.  Участникам группы необходимо озвучить рисованный рассказ «Жила – была кошка».  Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №3.   Участникам предлагается немного пофантазировать и представить себе, что им предоставляется такая возможность, как полёт на Марс. Они могут взять с собой только: один одушевлённый предмет, один неодушевлённый и одну памятную вещь. Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №4.  Участники работают в парах и разыгрывают пантомиму «Яма».  Человек шёл по улице и, не заметил яму, свалился в неё.  Проходящий мимо другой человек…. Участникам нужно изобразить в пантомиме, чем закончилась эта история. Время выполнения задания 6-7 минут.

    Занятие №5.  «Подарки». Каждый участник группы отмечает день рождения и получает подарки от друзей.   Ведущий вызывает именинника в центр игровой комнаты,  и все вручают ему импровизированные подарки с добрыми пожеланиями.   Время выполнения задания 3-4  минут.

    Ритуал прощания.     

    Занятие третье.

    Занятие №1.  Игра с мячом. Участники группы должны передавать мяч друг другу, высказывая только слова одобрения, даже если у кого-то что-то не получится. Мяч передаётся друг другу по кругу над головой, ногами, вывернутыми за спину руками.  Время выполнения задания 6-7 минут.

    Занятие № 2.  Участникам группы предлагается продолжить следующие фразы: «Я не люблю, когда…», «Я люблю, когда…». Время выполнения задания 5  минут.

   Занятие №3.  «Зеркало». Участникам предлагается разбиться на пары и попеременно демонстрировать с помощью лица определённые эмоции и чувства, например, радость, печаль, злобу, доброту и т.д., которые необходимо не только повторить другому человеку, но и определить, какая эмоция выражалась другим учеником. Время выполнения задания 7-8  минут.

    Занятие №4.  «Праздник в доме». Участникам группы необходимо выполнить групповое задание. Они должны нарисовать на листе ватмана новогоднюю ёлку и совместными усилиями украсить её к празднику. Желательно, чтобы это задание выполняли дети совместно со своими родителями. Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №5.  Участники разделяются на две команды: дети и родители. Детская команда участников поёт «взрослые» песни, а команда родителей поёт «детские» песни. Участники исполняют песни по очереди до первого поражения. Время выполнения задания 7  минут.

    Ритуал прощания.     

    Занятие четвёртое.

    Занятие №1.   Каждый из участников должен нарисовать солнце с лучами и определить, кому он хотел бы подарить по одному лучику и почему. Время выполнения задания 8 минут.

    Занятие №2.   Игра «Королевство».  Ведущий предлагает провести игру «Королевство».  С помощью группы он определяет ведущие должности и роли в королевстве. Затем группа определяет, кто из членов группы какую должность должен занимать в королевстве и приводит своё обоснование выбора. Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №3.  Игра «Колдовство». Игра проводится в парах (по выбору). Один из членов группы играет роль заколдованного принца, а другой член группы должен его расколдовать. Для этого можно использовать слова и жесты (на выбор). Время выполнения задания 6  минут.

    Занятие №4.  Игра «Паровозик». Группа становится в шеренгу друг за друга и выбирает машиниста. Машинист даёт свисток, и группа отправляется в путь. Машинист становится во главе шеренги.  Его главная задача – уверенно выполнять группой и не сбиваться с пути.  Задача группы – помогать маневрировать паровозику, чтобы никого из членов группы не потерять в пути. Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №5.  «О чём я мечтаю». Каждый член группы рассказывает о том, какие мечты появляются у него чаще всего и с чем они связаны. Рассказ идёт по кругу. Время выполнения задания 5-6  минут. 

    Ритуал прощания.     

    Занятие пятое.

    Занятие №1.  Членам группы предлагается продолжить следующие фразы:

«Мне радостно, когда…», «Мне грустно, когда…». Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №2.  «Подарок на память».  Каждый член группы готовит любому члену группы подарок на память.  Это может быть рисунок. Стихотворение, песня и т.д.  Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №3.   Участники группы садятся друг за другом и пишут друг, другу пожелания, водя пальцем по спине. Каждый член группы, не задавая вопросов, должен догадаться, какие слова пишет сидящий сзади за ним человек. Время выполнения задания 10  минут.

    Занятие №4.  Участники группы получают большой лист ватмана и рисуют коллективный портрет своей группы.  Портрет можно будет повесить в кабинет психологии, предварительно проанализировав результат совместного рисования детей и родителей.   Время выполнения задания 15  минут.

    Занятие №5.  Участникам группы предлагается вспомнить самые счастливые события в жизни и перечислить их. Время выполнения задания 6-7  минут.

    Ритуал прощания. Члены группы получают маленькие сердечки из бумаги, на которых каждый ставит свою подпись, и все пишут, какое-то очень значимое и важное для каждого человека слово. Таким словом могут быть, к примеру, Держись! Не робей! Будь добрее! и др.».   

 

 

    Я думаю, что если классный руководитель считает своей главной задачей воспитательной работы в начальной школе сплочение детского коллектива, формирование положительной эмоциональной сферы, то тренинговая работа будет тому большим подспорьем. В групповые тренинги нужно привлекать не только детей, которые являются трудными, но и одарённых детей, и детей  переживающих тяжёлые семейные драмы, часто болеющих детей. Практика показывает, что после тренинга, который проводит классный руководитель, многие ребята резко меняются в лучшую сторону, у них появляется мотивация учения, интерес к жизни, желание стать лучшие.

    Большое значение такая работа имеет для классного руководителя. Он близко узнаёт учащихся, имеет возможность познакомиться с семейной ситуацией, видит родителей и детей в неформальной обстановке.

  назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz