Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

 им. А.С. Пушкина

муниципального образования город Новороссийск

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

НА  ТЕМУ:

 

«РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ»

 

 

 

 

 

 

 

УЧИТЕЛЬ: Ж.А. Горлышева

 

 

 

 

 

г. Новороссийск

 

 

                                      РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Огромное значение в работе  с родителями младших школьников имеет заранее придуманная и чётко организованная система сотрудничества.  Спонтанные и плохо организованные родительские собрания, встречи с семьями учащихся, ничего кроме недоверия  и тревоги, не могут вызвать у отцов и детей.

    Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, социальных педагогов, учителей-предметников если психолого-педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организованно плохо, классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на родительские собрания. Любой аспект психолого-педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями и консультациями. Это просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно, было бы увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.

    Примерные темы для совместного обсуждения  и просвещения родителей младших школьников: (прилагаются).

    Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Отсутствие культуры организации взаимодействия в системе семья – школа приводит иногда к обоюдной антипатии и различного рода конфликтным ситуациям между ними. Классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся: родители должны знать, какими учителями гордится школа. Далее педагог знакомит родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д.

    Особое внимание учитель уделяет знакомству родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий учащихся, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

    В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях. Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах проводимых по инициативе ребят и самих родителей.

    Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика. Речь идёт о психолого-педагогической диагностике, которая помогает спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Использование диагностики предполагает чёткое определение целей и предлагаемых результатов диагностики: что я хочу получить в результате диагностики, как я буду работать с полученным результатом, что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена.

    Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьёй учащихся является коррекционная работа, которая заключается в оказании родителями психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания. К таким проблемным ситуациям можно отнести кризисы, адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей. Классный руководитель с первого дня работы с классом должен знать, что собой представляют семьи его учеников и сразу же дать понять родителям, не обеспечивающим надлежащего внимания собственным детям, что спокойной и безмятежной жизни у них не будет. Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, токсикомания, наркомания), чтобы такая работа в классе была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей.

    Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.  Немаловажно условие взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которых учитель предъявляет к семье и ребёнку.  Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

    Начиная работать с семьями своих учеников.  Классный руководитель должен обдумать те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими: (прилагаются).

    Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы. К групповым формам можно отнести родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские университеты. Наиболее распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

    Родительское собрание проводится  один раз в месяц  или в четверть, в зависимости от особенностей  класса, контингента родителей.

    Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний. Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа – начале сентября. Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждения темы.

    Последнее собрание в году является итоговым и проводится в конце учебного года в мае месяце.

    Каким бы по содержанию родительское собрание не было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог планирует собрание, пишет его своеобразный сценарий.  Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета, классного коллектива. К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса. Содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании пап и мам, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребёнку.

    Советы психологов при подготовке родительских собраний: (прилагаются).

    К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещение на дому.

    Классному руководителю необходимо соблюдать этику общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьёй. Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому. Консультации являются руководством к действию для последующих встреч классного руководителя с семьёй.

    Огромную роль в сотрудничестве родителей учащихся класса и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно  и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе. Взаимоотношение родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

    Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет в начальной школе может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям. Ещё одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе класса ( в организации праздников, экскурсий, поездок, посещения театров, музеев, выставок).

    Многое может сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе. Ремонт классного кабинета, мебели в классе, питание детей в школьной столовой, соблюдение санитарно-гигиенических  и профилактических мер учащихся и школ. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета класса всегда приносит свои плоды.

    Чем активнее будет сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями встретит педагог в своей профессиональной деятельности.

    Младшие школьники очень рады тому, что их родители приходят на открытые уроки, внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах. Родителям же интересно увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться  со своим ребёнком и другими детьми. И тогда действительно можно будет сказать, что конечной целью сотрудничества учителей и родителей является благо самого ребёнка.

 

  назад

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz